Норвегия-2009. Подготовка.

Идея
Мысль о том, что давненько мы не ездили в Европу, появилась у нас где-то в конце ноября. Как первый вариант рассматривали поездку в Германию к подруге жены. Вторым вариантом была поездка по Прибалтике. И только потом появилась идея про Норвегию. Изучив отчеты путешественников и материалы в интернете (см. Ссылки), я понял, что очень хочу в Норвегию. Экипаж не возражал. Поездка планировалась на самый пик белых ночей - с 22 июня.

Разработка маршрута
Самым интересным в подготовке была именно разработка маршрута. Первое ограничение - на все путешествие отводилось не более 15 дней. Второе - не хотелось связываться с доставкой в Скандинавию паромом. Третье - я категорически не люблю большие города, наверное потому, что всю свою жизнь провел в Москве. В результате сам собой получился маршрут Москва - Санкт-Петербург - Рованиеми - самый север Норвегии, потом вдоль побережья на юго-запад, а когда подойдет время - в Швецию, по побережью Ботнического залива в Финляндию и домой. Из разных отчетов были выбраны обязательные для посещения места, что-то было вычернуто из списка - например, Nordkap и Лофотенские острова мне категорически не хотелось включать в маршрут из-за их явной туристической раскрученности. А вот Gamvik попал в список "первого приоритета".
На этом предварительная работа по разработке маршрута была закончена.

Доработка маршрута
В начале марта пришло время окончательно определяться с маршрутом, точнее - искать кемпинги, ответы из которых послужат нам основанием для получения визы. Для начала я добыл гарминовскую карту Европы, чтобы видеть предполагаемый маршрут на экране. После этого процесс поиска кемпингов у меня заключался в том, что я выбирал одну из наших реперных точек (Gamvik, музей в Alta, Tromso, водоворот Saltstraumen, ледник Svartisen и т.п.), искал ближайшие кемпинги и превращал их в маршрутные точки. Потом прокладывал маршрут через эти точки и искал кемпинги примерно на полпути от точки до точки. Потом по интернету искал сайты и е-майлы этих кемпингов и отправлял запрос на бронирование места для палатки. Если ответ не приходил в течение недели - кемпинг вычеркивался. В результате этой деятельности к концу марта у меня было около 30 норвежских кемпингов, которые находились на нашем приблизительном маршруте и были готовы нас принять.
Задача найти финские и шведские кемпинги для пути туда и обратно оказалась более сложной, но в конце концов тоже была решена - у меня было подтверждение того, что "место под палатку есть всегда" от двух финских и трех шведских кемпингов - а больше и не было нужно.
Когда гарминовская карта была заполнена кольцом "живых" кемпингов, я приступил к решению следующей задачи - создания карты и расписания маршрута, которые нужно было подавать в Норвежское посольство для получения визы. И тут обнаружилось, что я замахнулся на необъятное - либо надо было каждый день покрывать расстояние в 600-700 км, либо вычеркивать треть маршрута. После консультаций с экспертами по Норвегии я принял решение все-таки урезать маршрут. Так появилась карта планируемого путешествия, которую мы, слегка отредактировав, потом и подавали в посольство.
На этом активная работа над подготовкой к путешествию вновь временно прекратилась - до середины мая. Началась пассивная - поиск и фильтрация информации, на которую ушло примерно полтора месяца.

Поиск достопримечательностей. Карты, путеводители.
После изучения огромного материала, доступного через инет, общая картина путешествия начала складываться достаточно определенно. Но хотелось все-таки по максимуму захватить все чудеса природы, которые будут попадаться нам на нашем пути. Все, что было можно - из инета я постарался вытянуть. Но интернет интернетом, а есть еще и бумажные источники информации. Поэтому одна из майских суббот была посвящена походу в Дом Книги на Новом Арбате - для закупки путеводителей и карт Норвегии. В результате было куплено два путеводителя и две карты.
Путеводитель Petit Fute Путеводитель Томаса Кука Карта Норвегии Карта Скандинавии

После изучения путеводителей (честно говоря, довольно бестолковых) в круг наших интересов попал Karasjok (ради парка саамской культуры), стандартным методом найдено два кемпинга, в которые тут же были отправлены письма. Как только через два дня были получены обычные ответы "Welcome!", он был добавлен в карту путешествия.

Следующим пунктом подготовки был поход на разведку в Норвежское посольство - результатом оказалась информация о том, что предварительной записи нету, очередь живая. Еще два полезных результата - путеводитель по FinMark (северная Норвегия) и автомобильная карта Норвегии, которая оказалась гораздо лучше обеих купленных ранее карт. В результате купленной ранее картой Норвегии не пользовались совсем, карта Скандинавии работала "обзорной картой". А путеводитель оказался самым удачных из всех, которыми мы пользовались. Жаль только, что он покрывал только кусок всего маршрута.
Кстати, и путеводитель, и карту можно взять в консульском отделе абсолютно бесплатно.
По результатам изучения нового путеводителя нами был найден птичий базар на полуострове Ekkeroj и национальный парк Stabbursdalen, маяк в Gamvik, но добавлять все это на карту сил уже не было. Тем более, приближалось 25 мая - день, который был у нас назначен "днем сдачи документов".
Путеводитель Финмарк (FinMark) Карта дорог Норвегии Полиглот "Норвегия" Полиглот "Швеция"

Потом, в самый последний момент перед поездкой были куплены еще два путеводителя от Полиглот-а - по Норвегии и Швеции. Увы, такие же бестолковые, как и остальные... Вся беда всех путеводителей в том, что описания никак не привязаны к карте - ориентир дается так - "примерно в 130 км на юг от города N". И ищи потом его...
Но метод "синтеза и анализа" все-таки позволил нам найти такие замечательные места, как парк троллей на острове Senja и Polar Zoo, которых в первоначальной программе не было. А шведский Полиглот провел нас по трем замечательным приходским городкам - очень похожим друг на друга, но все-таки бесконечно разным. Хотя без помощи Гарика найти к ним дорогу было бы весьма затруднительно :-)

Потом в процессе путешествия мы старались при каждом удобном случае добыть хоть какую-то информацию об окрестных достопримечательностях. Увы, эту задачу оптимально решить не удалось - либо вся информация на норвежском, либо посвящена исключительно шоппингу и вип-отдыху. Такая нам попадалсь даже на русском языке.
Из полезных карт, добытых нами во время путешествия, хотел бы отметить каталог кемпингов Норвегии с очень хорошей картой (полученный нами в Karasjok Camping) и Travel Guide по 17-ой дороге (в Saltstraumen camping). В последнем особенно пригодилось расписание паромов и катера на ледник Svartisen.
Рекламный проспект на русском по Tromso был совершенно бесполезен, а путеводитель по Nordland нам попался, увы, только на острове Senja, когда мы уже выезжали из этой местности.

Camping Guide Travel Guide road 17 Туризм в Tromso Путеводитель Нурланд (Nordland)

Офрмление документов
Про подготовку и сдачу документов я подробно отчитался в ОиПе - вот ссылка. При получении никаких проблем тоже не возникло. Имея в кармане готовые визы, мы приступили к "материальному" этапу подготовки, который начали с того, что купили в Сбербанке РФ некое количество норвежских и шведских крон, а так же мелких евро для транзита через Финляндию. Потом занялись закупкой оборудования и продовольствия.

Оборудование
Мы с самого начала планировали питаться в путешествии самостоятельно - поэтому в ближайшем к нам туристическом магазине "Академия" у метро Калужская я купил газовую горелку KOVEA и два больших баллона к ней, литровый чайник, две кастрюльки по 1.0 и 1.5 литра фирмы Tatonka и маленькую сковородку Expedition. Чашки и миски у нас уже были, каны тоже - но пятилитровый кан как-то не сильно удобно кипятить на газовой горелке :-)
А для проживания в палатке я докупил два самонадувающихся коврика Alexica и спальник той же фирмы для жены - ее бывалый спальник уже совсем не держит тепло, а наши с дочкой Campus-ы еще вполне в боевой форме. Палатку Normal Диоген-4 на всякий случай еще раз проверили на даче - как всегда, никаких замечаний, к путешествию готова, пришлось только пополнить запас колышков - увы, они имеют тенденцию куда-то бесследно исчезать.
Была идея еще прикупить столик и стульчики - но было совершенно ясно, что во Фродика весь этот хлам не влезет. Так что из мебели нами была взята только складная табуреточка, подаренная старшим ребенком мне на день рождения.
Сразу хочу заметить, что все взятое с собой оборудование оказалось очень полезным и ни разу за все путешествие нас не подвело.

Продовольствие
Идея тащить с собой мешок картошки и ящик тушенки была отметена сразу - во-первых, Фродик не резиновый, во-вторых, было совсем не ясно, как к этому грузу отнесутся таможенники Шенгена и ЕС. Поэтому для повседневных завтраков-ужинов были куплены концентрированные супы в пакетиках, быстроразваривающиеся каши (тоже в пакетиках - гречка, рис, пшенка). Для перекусов на перегонах купили несколько банок паштета, орешки и сухофрукты. Ну, еще чай, кофе, сахар. Все остальное планировалось подкупать по ходу движения.
В реальной жизни наше питание выглядело так - полноценный завтрак на кухне в кемпинге (готовили на местных электроплитах), короткий перекус бутербродами и чаем из термоса на перегоне и плотный ужин из первого, второго и чая опять же в кемпинге. На длинных перегонах варили суп на горелке, по мере "голодности" иногда делали и кашу. Из продуктов в супермаркетах докупали хлеб, сыр, копчености, рыбу в разных вариантах, овощи, свежую выпечку, яйца, молоко. И обязательно КЛУБНИКУ - какая же она там вкусная! Да, чуть не забыл - еще пиво - я поставил себе задачу не повторяться в сортах попробованного пива, и мне это почти удалось! Пиво в Скандинавии ничуть не хуже клубники (хотя девочки, скорее всего, со мной не согласятся). Еще очень полезной покупкой оказался приобретннный еще в Финляндии брусничный концентрат Marli - на перегонах (да и в кемпингах) мы его разбавляли кипятком и пили вместо чая - очень вкусно!
Пару раз мы питались в придорожных кафе - получалось довольно вкусно и вполне бюджетно. А в Tromso позволили себе посещение фирменного рыбного ресторана - но про это дальше, в отчете.

Поехали!
Примерно два дня ушло у нас на сборы - надо было все упаковать, ничего не забыть и не взять лишнего.
Когда все приготовления были закончены - барахло заняло приблизительно половину свободного места в квартире. Я с ужасом подумал, как и куда я это буду пихать. Но когда вечером 19 июня настал час X и я подогнал Фродика к подъезду - за полчаса умудрился ВСЕ ЭТО в него аккуратно уложить! Воистину - Fusion - отличный аппарат!
20 июня в 4:20 мы стартовали в Питер - нам предстояло перехватить там нашу дочку, потом пообщаться с друзьями, посетить Выборг - и 22-го июня с утра рвануть в Норвегию.


На главную страницу  | Норвегия-2009 Подготовка |  Экипаж |  Ссылки |